Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 11

Ритмическое построение орнаментальной композиции


Ритм — это закономерное чередование и повторение соизмеримых элементов. Он является главным организующим началом любой орнаментальной композиции.

Ритмическим строем, организацией орнаментальной композиции называют взаиморасположение мотивов или элементов мотива на композиционной плоскости. Ритмический строй композиции определяет заданный ритм мотивов по горизонтали и вертикали, орнаментальным рядам, а также пластическую характеристику формы мотивов, число последних и особенности их расположения в раппортной сетке.

Ритмическим движением именуют постепенные переходы (плавные или скачкообразные) от малых форм к большим, от простых к сложным, от близких к дальним, от светлого тона к темному и т. п. Ритмическое движение всегда прерывно и распространяется в орнаментальной композиции на самые разные характеристики формы: размеры элементов, расстояния между ними, их наклоны и повороты, цвет или тональные отношения.

К наиболее простым видам относятся прямолинейные и криволинейные ритмические движения, для которых движение характеризуется ритмом расстояний между элементами. Кроме того, имеется еще ритмическое движение масс, наклонов и пространственных поворотов элементов.

Структура раппортного рисунка, стремящегося к бесконечности, называется открытой, напротив, структура раппортного рисунка или мотива на любом штучном изделии именуется замкнутой.

В творческом построении раппортных композиций принято рассматривать три структуры раппортного рисунка или порядка раппортного построения мотивов на декорируемой поверхности. Для первого типа характерна квадратная форма раппорта, где раппортная сетка состоит из клеток и зрительно воспринимается достаточно четко.

Второй тип — это шахматный ритмический строй, когда в раппорте размещаются два или четыре мотива. И третий тип — сложный; в этом случае асимметричное расположение мотивов в раппорте создает сложный рисунок клеток.

 Ритмическое построение орнаментальной композиции

Ткань льняная (кубовая). Деталь скатерти. Ручная набивка. Россия. Первая половина XIX в. Государственный Исторический музей, Москва

 Ритмическое построение орнаментальной композиции

Ткань льняная (набойка). Ручная набивка с раскраской кисточкой. Россия. Вторая половина

XVII в. Государственный Исторический музей, Москва

 Ритмическое построение орнаментальной композиции

Ткань шелковая с узором из цветных и серебряных нитей. Франция. Лион. Вторая половина XVIII в. Государственный Эрмитаж

В творческом процессе по созданию орнаментальной композиции выделяют три решения ее ритмического строя:

— когда рисунок и фон занимают зрительно одинаковые площади. В этом случае одна и та же композиция может восприниматься как черный рисунок на белом фоне, а иногда — наоборот, как белый рисунок на черном фоне;

— когда рисунок занимает явно преобладающую площадь по сравнению с фоном (принцип контраста);

— когда рисунок относительно фона занимает явно незначительную площадь. При этом композиция приобретает легкость и четкую графичность.

Установление ритмического строя композиции — главная задача художника-орнаменталиста.

Критерием успешного и грамотного построения композиции является ее целесообразность. Глаз должен в первую очередь воспринимать узор как органичное сплетение мотивов и интервалов. В том случае, когда в первую очередь воспринимаются отдельные формы (особенно, если возникает желание их пересчитать), это означает, что композиция не удалась. Тогда необходимо искать новые пропорции мотивов и интервалов, пропорции площадей рисунка и фона в целом. Иногда, чтобы достичь нужного эффекта, достаточно уменьшить размеры мотивов или сблизить их.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.