Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 18

Пластические движения формы в орнаментальной композиции


Наряду с ритмическим движением элементов в орнаментальной композиции, различают их пластические движения, где под пластикой подразумеваются плавные переходы одних элементов в другие или, напротив, резкие изменения направлений формы этих элементов.

Ритмическое движение формы — движение прерывистое, в силу того, что эти формы всегда отделены друг от друга большими или меньшими интервалами. В отличие от него, пластическое движение обладает непрерывностью, реальной или кажущейся, мнимой.

В орнаментальной композиции пластические движения элементов могут быть следующих видов:

членение плоскости на части. Этот вид пластических движений чаще всего встречается при работе над композицией штучных изделий (композиционная плоскость или крупный орнаментальный мотив делится на части с помощью линий, простых орнаментальных полос). Такой вид пластического движения элементов является выразительным своеобразным средством и широко применяется в орнаментальном творчестве;

очерчивание формы орнаментальных мотивов (линеарная обрисовка достаточно крупных форм, очерчивание по контуру);

переход ритмических движений элементов в пластические движения. В этом случае движение, возникающее при сближении ритмических элементов, начинает зрительно образовывать почти непрерывное направление.

Знание видов пластических движений форм, умение применять эти знания на практике входят в арсенал необходимых средств художественной выразительности художника-орнаменталиста. Особенно большую роль играют эти знания в процессе изображения с натуры растительных, животных и других мотивов. Наиболее существенно понимание закономерностей пластических движений форм для художника, во-первых, для того, чтобы распознавать указанные закономерности в природе и суметь выразить их средствами графического языка. Во-вторых, чтобы потом, при создании новых орнаментальных мотивов, творчески интерпретировать эти закономерности.

В природе существует бесконечное множество разнообразных движений формы. Для художника очень важно уметь видеть в пластических движениях главное и опустить второстепенное. Иначе говоря, отступая далеко от натуры, для того чтобы выявить ее характер, он может определенным образом утрировать натуру и сложное пластическое движение формы представить как соединение более простых, но характерных движений.

Любой орнамент строится на трех видах геометрических линий, которые, в свою очередь, представляют и три вида основных пластических движений.

 Пластические движения формы в орнаментальной композиции

Парчовая ткань. Рисунок — ленты, заполненные букетами, и полоски растительного орнамента. Иран. Вторая половина XVII в. Государственный Эрмитаж

 Пластические движения формы в орнаментальной композиции

Ткань шелковая с узором из цветных нитей. Франция. Лион. Середина XVIII в. Государственный Эрмитаж

Орнамент может состоять из линий одного вида или представлять собой сочетание линий двух или даже трех видов. Разным видам линий соответствуют разные виды пластических движений, принципиально отличающиеся друг от друга по внешнему виду и являющиеся источником разных эмоциональных ощущений.

Создание сложного орнаментального мотива путем объединения в нем различных пластических движений формы носит название метода орнаментального контрапункта, по аналогии с сочинением музыкального произведения по одноименному методу (соединение в одно целое одновременно звучащих самостоятельных мелодий).

Благодаря владению этим методом значительно облегчается понимание закономерностей построения орнаментальных произведений, основанных на разнообразных пластических движениях. Существует два разных подхода к этой работе: первое — это «от частного к общему», когда построение ведется от простых пластических движений, линий или форм к более сложным с постепенным их усложнением в процессе работы. В другом случае используется прием «от общего к частному», когда художнику не ясен в деталях уже сложившийся в сознании орнаментальный образ. Задача состоит в орнаментации соответствующей формы с использованием того или иного вида линий.

Второй подход является более правильным. Однако чаще всего эти два подхода используются одновременно.

Любой мотив содержит в себе как пластическое, так и ритмическое начало. В каждом конкретном случае художником подбираются соответствующие графические средства: это или прямые линии, или кривые с постоянным радиусом кривизны, или кривые с переменным радиусом кривизны, или их комбинации.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.