Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 11

Основные направления немецкой классической философии. Основные принципы диалектической логики


Иммануил Кант совершил коперниканский переворот в философии, сформировав критическую философскую школу. В своих ранних произведениях (докритический период) Кант стремился преодолеть пропасть, которая разделяла классическую метафизику и математическое естествознание. Он выдвинул весьма смелые естественнонаучные гипотезы, самой значительной среди которых является гипотеза о происхождении Вселенной из первоначальных туманностей (гипотеза Канта — Лапласа). Широта и глубина интересов Канта как в докритический период, так и позднее не могут не вызывать удивления.

Критический период начинается с радикального разрыва с идеей метафизики, а вместе с ней и всей философской традицией исследования основоположений чистого разума. В главном своем произведении «Критика чистого разума» Кант поставил под сомнение возможность доказательства таких основоположений. Со времен Платона и Аристотеля философы верили, что утверждения «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве» или «Всякая сложная субстанция состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что сложено из простого» можно доказать исходя из теоретического разума так же, как доказываются теоремы в геометрии. Кант показывает одинаковую выводимость как данных тезисов, так и противоречащих им антитезисов «Мир бесконечен во времени и в пространстве» и «В мире нет ничего простого».

Кант разрешил спор рационалистов и сенсуалистов, доказав, что источником человеческих утверждений о мире не являются ни разум, ни чувства. По Канту, источником знаний является активный познающий субъект, синтезирующий чувственное содержание ощущений с рассудочными формами. Человек познает не вещь саму по себе, а лишь явления, описывая их на основе опыта и частных наук. Естествоиспытатели поняли, что разум видит лишь то, что создает по своему собственному плану. Таким образом, как заключает Кант, не субъект вращается вокруг объекта, а объект вокруг субъекта. И не метафизика (учение о принципах бытия) есть основание всех наук, а критическая теория познания (учение о методе и категориях рассудка, чувств и разума).

Кант написал еще множество трактатов, но главными среди них являются «Критика практического разума» и «Критика способности суждения». В них Кант показал, что чистый разум подчинен практическому, т. е. моральному в соответствии с эстетической способностью суждения. Основой кантовской этики является категорический императив — моральный закон (приказ разума), суть которого выражается формулами: «Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства» и «Поступай так, чтобы ни один человек не воспринимался как средство, но всегда как цель».

 Основные направления немецкой классической философии. Основные принципы диалектической логики

Кант, впервые исследовавший противоречия чистого разума, заложил фундамент для диалектической традиции, наибольшее распространение получившей в Германии и представленной такими именами, как Фихте, Шеллинг, Гегель, Маркс и Энгельс.

Гегель создал грандиозную систему, в которой он подчинил природу и историю разработанной им диалектической логике, в которой противоречие является источником раскрытия сущности и главным свойством бытия. Поэтому учение Гегеля называется панлогизмом (природа = логика).

Схема развития мира по Гегелю

Бытие-в-себе

Абсолютная идея

Тезис

Бытие-в-ином

Природа

Антитезис

Бытие-в-себе и для-себя

Абсолютный дух

Синтез

 

Основные принципы диалектической логики:

  1. Принцип единства и борьбы противоположностей.
  2. Принцип перехода количественных изменений в качественные.
  3. Принцип отрицания отрицания.

Гегель — объективный идеалист: в основе мироздания лежит идея. Однако идеальное не только противопоставляется реальному, но и «диалектически» отождествляется с ним: всякая действительность — разумна, все разумное — действительно.

Гегель полагал, что историческое развитие подчинено тем же закономерностям, что и развитие разума (тезис о единстве исторического и логического). Его последователь Карл Маркс (1818–1883) применил учение о противоречии к объяснению социальной и экономической жизни. Социология Маркса рассматривает общество как систему, в основе которой лежит конфликт интересов и их выразителей — социальных классов. Разрешение этого конфликта Маркс полагал в революции. Идеалистическую философию Гегеля он и его соавтор Ф. Энгельс истолковали материалистически, приписав диалектику самой природе и считая противоречие не ошибкой разума, а неотъемлемой чертой всех природных и социальных процессов.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.