Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 70

Орнамент рококо - стиль Людовика XVI


Орнамент стиля рококо по существу является последней стадией развития барокко в его стремлении ко все большей свободе композиции. Стиль рококо — чисто декоративный стиль интерьера, стремившийся лишить его конструктивной четкости, логики и ясности восприятия. Во Франции он назывался стилем Людовика XVI.

Орнамент в стиле рококо

Само название «рококо» произошло от французского термина «рокайль», в корне которого лежит слово «чос», что означает «скала». Еще в XVII в. стало принято украшать фонтаны и гроты как бы в подражание природе обломками скал, покрытых морскими раковинами и растениями, которые, перепутываясь и переплетаясь, создавали впечатление случайных беспорядочных нагромождений. Это послужило толчком к развитию со второй четверти XVIII в. нового декора, первым и непременным свойством которого стала его асимметричность (наклонная ось композиции, криволинейные контуры, явно доминирующие над прямыми, причудливый рокайль — орнамент, в котором преобладают мотивы в виде «С»- и «S»-образных арабесок, раздваивающихся и сплетающихся между собой.

 Орнамент рококо - стиль Людовика XVI

Пьер-Эдме Бабель. Картуш. Эрмитаж. XVIII в.

Раковина, которой когда-то украшали гроты, играет в этой орнаментике главенствующую роль. Если в орнаменте XVI в. точно воспроизводится внешний вид морской раковины, то к началу XVIII в. раковина превращается уже в пальметту, а в искусстве рококо — в условный орнамент, называемый рокайлем.

 Орнамент рококо - стиль Людовика XVI

Зеркало в резной золоченой раме. Россия. Середина XVIII в.

Как и ранее, в создании нового стиля сыграли немаловажную роль работы художников-декораторов, таких как Пьер Ленотр, Ж.-М. Оппенор, Н. Пино, Ж.-О. Мейсонье, живописец А. Ватто.

Акантовый лист хотя и не исчезает совсем, но отходит на второй план. Его место занимают свисающие тонкие листья, напоминающие прибрежные растения. В своих асимметричных изгибах они переплетаются с рокайлями, вместе с ними обвиваются вокруг декоративных панно, огромных стенных зеркал, вокруг спинок, ручек и сидений изысканной мебели.

 Орнамент рококо - стиль Людовика XVI

Жан Пиллеман. Китайские качели. Эрмитаж. XVIII в.

В искусстве рококо ощутима тяга к экзотике и восхищение фарфором и лаками Китая, а также искусством Индии, Турции и Персии. Поэтому среди распространенных орнаментальных мотивов можно встретить драконов, обезьян, пальмы.

Стилю рококо свойственна любовь к природе, но природе не естественной, а искусственной и театральной. Как и прежде, для художников нового стиля античная мифология была неизменным источником вдохновения. Но теперь Венера становится главным божеством, вытесняя всех остальных богов Олимпа. Исключение делается лишь для тех, кто связан с ней сюжетом. Это амуры, нимфы, сатиры, сопровождающие торжествующую богиню. В результате слияния всех вышеназванных элементов родилось праздничное, не очень глубокое, но полное грациозного изящества и изысканного очарования искусство, именуемое стилем рококо.

В декоре изделий из художественного металла этого периода также используется орнамент рокайля и растений с изогнутыми листьями (акант, пальмы), между которыми помещены парные фигурки (как правило, это китайцы и китаянки), а также охотничьи сцены. Каминные решетки часто украшались гербами, аллегорическими, мифологическими или галантными сюжетами, использовались также мотивы из басен Лафонтена.

В мебели рококо отсутствует различие между несущими и несомыми частями. Ее художественной задачей становится не целесообразность форм, а текучесть и грациозность линий. В украшение вводится мозаика, изображающая корзины с цветами, гирлянды, букеты и пр. Для украшения мебели используются также ткани с композициями, состоящими из гирлянд и корзин цветов натуральной величины, атрибутов музыки и пастушеской жизни.

В отделке стен дворцов настоящий или искусственный мрамор с массивными лепными или бронзовыми украшениями из воинских доспехов и трофеев заменяется деревянной обшивкой, окрашенной в белый цвет. На ней размещаются резные вызолоченные украшения из различных атрибутов и эмблем, заключенных в тонкие орнаментальные рамы. В цвете — приверженность к светлой, полутональной окраске.

 Орнамент рококо - стиль Людовика XVI

Дверь. Портретный зал. Большой дворец. Архитектор Ф. Б. Растрелли. Петергоф. Середина XVIII

 Орнамент рококо - стиль Людовика XVI

Дверь. Деталь. Портретный зал. Большой дворец. Петергоф

В России орнамент рококо приобретает свой выраженный национальный характер. Он главенствует во внутреннем убранстве дворцов, созданных Растрелли. Интерьеры построек великого зодчего лишены того беспечного произвола и асимметрии, которые свойственны интерьерам французского рокайля, а также той чувственной экзальтации, неотделимой от представления о немецко-австрийском барокко и рококо.

Стиль рококо объединил искусство европейских стран в XVIII в.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.