Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 35

Орнамент классицизма - богатство и разнообразие материалов и техник исполнения


Орнамент в стиле классицизма

С 70-х гг. XVIII в. можно говорить о становлении стиля классицизма, который во Франции именуется стилем Людовика XVI. Вехами на пути развития нового стиля явились раскопки Геркуланума (1738) и Помпей (1748). Античное искусство снова стало источником вдохновения, обратившись к гуманистическим идеалам Возрождения и греческой культуры. В то же время новый стиль выражает и иное видение мира.

Орнамент вновь обретает статичность и уравновешенность, с ясными и четкими членениями прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов. Хотя многие элементы, характерные для эпохи барокко и рококо, сохраняются, классицизм избавляется от излишеств, перегруженности деталями, динамической устремленности форм. Колористические решения орнамента становятся сдержанными, в росписях начинает преобладать гризайль.

В орнаментальных мотивах классицизма постоянно встречаются розетки — квадратные, четырехугольные, овальные, листья аканта и лавра, цветы, свивающиеся в гирлянды. Пальметки становятся узкими и длинными, спокойного контура. Среди любимых мотивов — медальоны, факел Гименея, античные алтари и урны, покрытые драпировкой, голова или шкура льва, головы сатиров, грифоны и сфинксы, корзины цветов, голубки, дельфины, амуры, треножники и своеобразные узлы и петли из витых шнуров. Фигурные композиции полны изысканности и ясной гармонии. Герои мифологических сюжетов одеты в легкие прозрачные одежды, подобные античным.

 Орнамент классицизма - богатство и разнообразие материалов и техник исполнения

Фрагмент стены. Зеленая столовая Большого дворца. Царское село. Архитектор Ч. Камерон. 1780-е

В архитектурном декоре классицизма встречаются овы, меандры и другие элементы, заимствованные из греческой архитектуры, а также цветочные побеги, гирлянды и акантовые листья. Этот орнамент привлекает простотой и изяществом и стоит ближе скорее к греческому, чем к тяжеловесному римскому искусству.

Ведущие орнаменталисты создавали оригинальные орнаментальные рисунки и акварели, многие из которых публиковались в сборниках эскизов декора, мебели и изделий из драгоценных металлов.

В эпоху классицизма резные облицовки стен становятся все более строгими, а изогнутые элементы все суше и симметричнее; композиции строятся на прямых линиях.

Резные орнаменты дверей и простенков, как правило, состоят из повторения одного и того же несложного мотива, заимствованного из греческого искусства (овы, меандры, жемчужник и т. д.) и римского (орлы, дельфины, бараньи головы). Часто используются мотивы, взятые из реальной природы: гирлянды из листьев, цветы, листья аканта или оливкового дерева. Часто также применяются атрибуты земледелия (серп, грабли, плетеные корзины), а также сентиментальные мотивы, символы любви (факел или целующиеся птички). Декор интерьера стиля Людовика XVI прост и изящен. Панели окрашиваются в жемчужно-серый цвет и декорируются гирляндами с обязательной строго симметричной композицией.

 Орнамент классицизма - богатство и разнообразие материалов и техник исполнения

Ткань шелковая с узором из цветных нитей и синели. По рисунку Филиппа де Лассаля. Франция. Лион. Последняя четверть XVIII в.

Во французских тканях этого периода декор часто состоит из россыпи мелких цветов, встречаются банты и садовые инструменты во вкусе моды этого времени — «возврата к природе». Композиции отличаются уравновешенностью, а сочные цвета нико­гда не переходят в грубую яркость.

Выдающимся декоратором французских тканей эпохи классицизма был Филипп де Лассаль. Ему больше всего удаются обивочные ткани с вазами в античном стиле или панно с сельскими сценами, обрамленными крупными цветами. Он создает обивочные ткани с изображением куропаток, павлинов, фазанов, с сельскими и музыкальными сюжетами. Излюбленным мотивом художника является изображение цветов с птицами среди них. Краски в его произведениях живые и гармоничные. Везде присутствует темно-коричневый тон.

Отличие декора искусства классицизма от декора итальянского Возрождения за­ключается прежде всего в богатстве и разнообразии материалов и технике исполнения. Теперь применяются бронза, фарфор, серебро, драгоценные породы дерева: черное, красное, палисандровое и др. Отделка бронзы граничит с ювелирной, в мебели царят изнеженность и утонченность.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.