Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 35

Китайский орнамент. Эпоха древнего Китая


Его орнаментальное искусство оказало большое влияние на искусство многих народов. Важную роль в китайском искусстве играют ритуалы и символы, а также устойчивость традиций прошлого (соблюдение канона). У истоков искусства стоят космологические символы: небо, земля, солнце, стороны света, созвездия. За ними появляются природные символы.

 Китайский орнамент. Эпоха древнего Китая

Блюдо глубокое с изображением плывущей среди водорослей рыбы.  Роспись кобальтом. Середина XVI в. Китай

Символы, украшающие произведения искусства, способствуют усилению их декоративной выразительности. Например, дракон — символ плодоносного дождя, птица Феникс — символ силы, красоты и высшего блаженства. Знаки зодиака, возможно, заимствованные у вавилонян, отличаются от европейских тем, что все изображают животных. Очень распространены мотивы грома и облаков, приносящих дождь; облака изображаются настолько своеобразно, что это позволяет распознавать китайское влияние в искусстве других стран.

Геометрический орнамент развивался мало. Из форм линейного орнамента чаще других встречается меандр. На фарфоровых вазах он образует ленту, окаймляющую верхний и нижний выступы.

Флора — источник сюжетов на протяжении тысячелетий. С приходом буддизма получил широкое распространение лотос; популярны были и другие цветы, поскольку каждый месяц года символически связывался с определенным цветком. Так, хризантема — символ осени, дикая слива — зимы, пион — весны, лотос — лета. Отдельные иероглифы или слова используются в качестве декоративных мотивов в самых разнообразных видах искусства. Эти знаки выражают пожелания счастья и удачи, а поскольку калли­графия была в глазах китайцев первым из искусств, они имели самое различное начертание. Например, иероглиф «шоу» (долголетие) мог изображаться сотней различных способов, но для декоративных целей отдавалось предпочтение определенному.

В Китае, в отличие от Европы, где декоративное искусство называют «малым», оно ценится наравне с теми видами искусства, которые принято считать главными. Основные характерные черты китайского декоративного искусства — это любовь к цвету и красивым материалам, развитое чувство ритма, тенденция к динамизму и стилизации, преобладание темы природы над темой человека, тщательность исполнения.

Наиболее примечательной среди декоративных мотивов Китая является маска тао-тё (что означает «прожорливый») — звериная маска довольно устрашающего вида, с рогами, круглыми выпуклыми глазами и грозными клыками, скорее всего символизирующими звериную мощь, способность разорвать любого врага. Тао-тё считали защитником от злых духов, отчего мотив чаще других встречается во всех видах прикладного искусства. Существует несколько разновидностей тао-тё, которые близки к облику реальных животных — буйвола, барана, тигра. Иногда тао-тё состоит как бы из двух профильных изображений драконов, повернутых друг к другу и сильно деформированных. Этот мотив будет украшать бронзовые и керамические изделия Китая с начала царства Шан (XVI вв. до  нашей эры) вплоть до утративших всякий стиль поделок нашего времени.

Другим распространенным мотивом, имевшим широкое применение в последующие века, является зигзагообразный узор «лэй вэнь», символизирующий молнию. К этому мотиву близки круглые спирали, символизирующие движение небесных тел. Существуют и другие виды орнамента: круг, меандр, Т-, L-, Е-образные знаки, переплетенные между собой и заполняющие фон.

 Китайский орнамент. Эпоха древнего Китая

Фигурка льва «фо» с детенышем в лапах. Роспись эмалями по бисквиту в гамме «зеленого семейства». Китай. Период Канси (1662—1722)

Позже, с XII по IX в. до  нашей эры, наряду с интенсивным использованием мотива тао-тё появляется новый: сильно стилизованное изображение длиннохвостой птицы с высоким хохолком, получившее в дальнейшем большое распространение.

В эпоху «Воюющих царств» (XI—III вв. до  нашей эры) появляется еще один вид орнамента: переплетающиеся драконы, выполненные в легком рельефе. Они расположены горизонтальными полосами. К числу мотивов данной эпохи принадлежат также сцены охоты, войны, игры на музыкальных инструментах с большим количеством фигурок людей и животных, изображенных в динамичных позах. Декоративные узоры этого времени — гибкие, волнообразные, извивающиеся и напоминают прихотливость орнамента рококо.

Вся природа (реальная и фантастическая), трактованная орнаментально, получила свое воплощение в произведениях декоративно-прикладного искусства Китая. Драконы, священные лошади, фантастические птицы, приносящие радость и счастье, — все это, органично сочетаясь с почти реалистическим изображением цветов, условными завитками волн и облаков, плоскостной трактовкой пейзажа, создавало неповторимое своеобразие так называемого «китайского» стиля.

За четыре тысячелетия до наших дней в Китае были канонизированы основные цвета (красный, белый, желтый, синий и зеленый), установлена их символика. Каждая сторона света обозначалась своим цветом: восток — голубой, юг — красный, запад — белый, север — черный. И комбинации этих цветов были тоже строго канонизированы (белый — голубой, красный — черный и т. д.)

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.