Решение задач по физике бесплатно   Сборник интересных фактов
  452 статей!

Количество просмотров: 23

Азербайджанский орнамент


Художественная культура Азербайджана получает особенно широкое развитие в эпоху средневековья (XI—XV вв.). Становление архитектуры, миниатюры, декоративно-прикладного искусства и связанного с ними орнаментального творчества происходит под сильным влиянием стран Ближнего Востока и, в первую очередь, Персии.

Азербайджанские узоры и орнаменты

Богатые и разнообразные орнаментальные мотивы в прикладном искусстве рождены самобытным народным творчеством и его устойчивыми традициями.

Состоит орнамент в основном из растительных и геометрических узоров, изображений животных, птиц, предметов быта и символических изображений. Растительные мотивы почти всегда сочетаются с геометрическим орнаментом.

Наиболее древний и распространенный сюжет народного прикладного искусства Азербайджана — изображение пары птиц. Их обычно изображают либо любящими друг друга, либо — как бы поссорившимися. Оба этих мотива являются символом любви и разлуки. Разнообразие пород птиц, обитающих в Азербайджане, нашло отражение в прикладном искусстве, особенно в вышивках. Здесь встречаются изображения соловья, павлина, голубя, попугая, удода, фазана, перепелки и др.

Орнамент «бута», широко распространенный на всем Востоке, является одним из характерных элементов вышивок, тканей и других изделий прикладного искусства. Бута так же, как и мотив пары птиц, в зависимости от расположения, символизирует тему любви и разлуки.

Животный мир в орнаменте представлен изображениями джейранов, черепах, змей-драконов, лошадей и т. д. Все эти животные, а также птицы и растения, являются обычными персонажами устного народного творчества (сказки, песни, легенды и т. д.).

 Азербайджанский орнамент

В вышивках композиция узора, как правило, находится в соответствии с назначением и формой вышиваемых предметов. Рисунки на мелких бытовых предметах размещались обычно симметрично. Орнаментальные композиции на изделиях большого размера по характеру построения можно разделить на две группы. К первой группе относятся орнаменты, состоящие главным образом из медальонов, и каймовые, или ленточные орнаменты, компонующиеся из непрерывных узоров, располагающихся в один ряд. Ленточные орнаменты состоят преимущественно из растительных мотивов — это главным образом цветы, листья, веточки и пр.

Орнамент вышитых изделий квадратных, прямоугольных и других форм состоит или из концентрических кругов, или же бывает сплошным, имея по краям бордюр.

Среди вышивок, выполняемых шелковыми нитками, наиболее широкое распространение имела тамбурная вышивка. Центром ее производства в XIX в. был город Шеки.

Орнамент тамбурных вышивок, представляющий собой сложное переплетение растительных мотивов и птиц, выделяется богатством цветовых и композиционных сочетаний.

Готовая вышивка отличается симметрией в распределении рисунка и художественным исключительным чутьем в подборе красок. Чрезвычайно разнообразная цветовая гамма тамбурных вышивок создает ощущение множества орнаментальных мотивов, разнообразия рисунков.

Широкой известностью пользовались средневековые азербайджанские ковры. Великолепные по краскам и узорам ковры типа «ширван» и «годжа» изображены на некоторых картинах итальянских, нидерландских, немецких художников эпохи Возрождения — Х. Мемлинга, К. Гольбейна и др.

В XVI—XVIII вв. в Тебризе и Ардебиле были созданы знаменитые ковры и ткани с изображением зверей и охотничьих сцен, многочисленные уникальные ковры по рисункам крупных художников-миниатюристов.

К этому времени относится окончательное сложение типов азербайджанских ковров, получивших название по местам выработки: Куба-Ширванский, Тебризский, Карабахский и Ганджа-Казахский.

Первый тип ковров характеризуется довольно сложным геометрическим узором, часто включающим изображения людей, животных и предметов быта. Колорит их отличается гармоничным сочетанием чистых прозрачных тонов.

 Азербайджанский орнамент

Народный мастер. Хурджин (переметная сумка). 1960-е годы. Шерсть, ткачество

Тебризские ковры имеют сложную композицию бордюра и среднего поля из мотивов стилизованного растительного орнамента. Многочисленны также ковры этой группы с мотивами из животного мира и сюжетные.

Ганджа-Казахские ковры имеют довольно простую композицию, разреженное среднее поле и некоторую резкость колорита. Им близки ковры Карабахской группы, но в отдельных случаях их композиция достаточно сложна и насыщена геометризованным узором среднего поля (ковер «годжа»).

В XIX — начале XX вв. продолжает развиваться изготовление высокохудожественных орнаментальных и сюжетных ковров.

В средневековом искусстве Азербайджана ведущее место занимала архитектура. В ней немалую роль играл орнамент с высокими рельефными надписями, геральдическими украшениями и изображениями ликов людей, животных и фантастических существ. Стиль узора, покрывающего стену, близок к арабо-мавританскому стилю, где нашел место синтез двух наиболее распространенных на мусульманском Востоке видов орнаментации — «гирих» и «ислими».

Надгробные памятники с тончайшей резьбой по камню своими декоративными элементами однотипны с вышивками, в которых растительный узор сочетается с геометрическим орнаментом.

Сообщаем Вам, что наш сайт использует cookies исключительно для того, чтобы сделать сайт более удобным для Вас и гарантировать его высокую функциональность. Продолжая просматривать страницы этого сайта, Вы соглашаетесь этим.